На главную

Аккорды

 

Предыдущая Следующая

В 1970 году он покажет, что имел в виду.

 

ДИСКОГРАФИЯ:

 

ABBEY ROAD (26.9.1969) Apple

 

SP:

 

Something / Come Together (24.10.1969) Apple

 

ГЛАВА 11

 

Визитной карточкой клейновского понимания пластинок Битлз стал одиннадцатый альбом Битлз "LET IT BE".

Записали его, как и задумывалось, в концертном исполнении. Играли на крыше студии, при случайной публике, практически без повторов и наложений. "Я не хочу никаких производственных трюков, пусть это будет честный альбом. Никаких добавленных голосов, пусть он будет концертным", - распорядился Джон. Но поскольку и он стремился к высокому качеству записи, то, хотя к песням и ничего не добавляли, запись делали многократно. Постоянный продюсер Джордж Мартин был вскоре заменен его собственным ассистентом Гленном Джоном, однако тот не смог обработать материал и, в плохом настроении и усталости, Битлз опять пригласили Мартина. За два месяца они сделали с ним студийный "ABBEY ROAD", тогда как 35 часов записей музыки для "LET IT BE" лежали на полках.

 

На съедение супер-продюсеру

 

В это время Клейн пригласил из США знаменитейшего в то время рокового супер-продюсера Фила Спектора, и тот, после сверхчеловеческой работы, сумел обогатить - и лишить человеческого облика - большинство записей. Ни один битл даже не показался в студии, словно это их и не касалось. Тогда Клейн взялся за обложку, не загружая ее художественным смыслом: четыре небольших портрета Битлз, засунул внутрь брошюру из 179 страниц, заполненных фотографиями - и все это за цену, которой история грамзаписи до той поры не представляла: 3 фунта. "Если бы кто-нибудь год назад пришел к Битлз с предложением выпустить новый и дорогой альбом с тремя старыми и двумя оборванными песнями, - констатировал "Нью Мюзикл Экспресс", - они бы презрительно рассмеялись".

Итак, спустя 15 месяцев после записи, вышел последний альбом Битлз, по сути дела предпоследний, нисколько не концертный, но и не студийный в смысле битловского новаторства и исполнения.

"Ни на одной пластинке Битлз я не использовал бы женский ансамбль", - комментировал Пол аранжировку своей песни "Long And Winding Road" Спектором, которая вышла в США отдельно и возглавляла хит-парад. Спектор до сих пор твердит, что Битлз одобрили его обработку, но сами они это отрицают.

 

Песни пережили это

 

Кто на кого мог откровенно пожаловаться? Клейн должен был привести в порядок битловское хозяйство, приносить доходы. Поэтому он заказал Спектору альбом, который мог бы хорошо продаваться. Оба преуспели. Битлз в это время ничего не делали, наблюдая за этим со стороны, и иногда ссорились. Документальный полнометражный фильм "LET IT BE" запечатлел спор Пола с Джорджем. Начался он еще при записи "Сержанта", когда Джордж однажды ушел из студии, но потом вернулся назад. В одном эпизоде "LET IT BE" Пол говорит своему младшему другу: "Я тебе, видимо, всегда порчу настроение", а Джордж взрывается: "Ну ладно, я буду играть все так, как ты хочешь, а если не хочешь, не буду играть вовсе".

Несмотря на все это, "LET IT BE" до сих пор слушается, и не только титульная песня Пола в стиле госпел с пианино, достойный и последний, 22-й, сингл Битлз, но и "I've Got А Feeling", в которой Джон и Пол поют по очереди, "One After 909", возникшая еще в школьные годы в Ливерпуле, и безусловно Джоновская, с индийскими оттенками, "Across The Universe" для которой в свое время не нашлось места на "Сержанте". "Слова, как бесконечный дождь, струятся, минуты медленно идут, уплывают, теряются вдали", - поет он в поздно появившейся жемчужинке психоделического периода.

При наличии воображения и доброй воли, человек может и по кусочку ливерпульской песенки "Maggie May" представить, как должен был выглядеть "концертный" альбом. Но ко времени появления альбома, для сообщества Битлз все уже было кончено.

 

Начинается 1970 год

 

Лондонская выставка литографий Джона закрывается через два дня, восемь работ подозреваются в непристойности, в конце концов их возвращают и выставка странствует по свету (14.1.1970). За один день Джон сочинил и записал сингловую песню "Instant Karma", и с продюсером Спектором впервые опробовал новую технику для записи голоса, основанную на мощном эхо: результатом стал космически сверкающий ввук. Густое пианино Спектор создал своим обычным приемом, из нескольких инструментов - один: на одном рояле играл Джон, на втором - в четыре руки - Джордж Харрисон и барабанщик Алан Уайт, на электрическом играл бас-гитарист Клаус Вурмэн (6.2). Джордж отклоняет предложение выступить на следующем фестивале мира в Торонто, так как организаторы запретили бесплатный вход (21.3). Ринго с энтузиазмом, мужественно, местами фальшивя, поет, окруженный самыми дорогостоящими музыкантами в мире от Куинси Джонса до Мориса Джибба, на своем сольном альбоме "SENTIMENTAL JOURNEY" свинговые шлягеры. "Я сделал его для своей мамы", - оправдывался он перед остолбеневшими Битлз (3.4). В фильме "THE MAGIC CHRISTIAN" Ринго играет большую роль приемного сына самого богатого человека в мире (Питер Селлерс), его партнерами стали Ракуэлл Уэлш и Дэвид Хэммингс (апрель). На премьеру фильма "LET IT BE" не пришел ни один из Битлз (май).


Предыдущая Следующая

michelle ranyar © 2003