На главную

Аккорды

 

Предыдущая Следующая

 

ДИСКОГРАФИЯ:

 

REVOLVER (5.8.1966) Parlophone

A COLLECTION OF OLDIES... BUT GOLDIES (11.1966) Parlophone

 

SP:

 

Eleanor Rigby / Yellow Submarine (8.8.1966)

 

ГЛАВА 7

 

Все теснятся, чтобы попасть на фотографию, напоминающую сбор абитуриентов. Однако, впереди, на большом барабане, можно ясно разобрать: "Оркестр Клуба Одиноких Сердец сержанта Пеппера".

"Прошло 20 лет с тех пор, как сержант Пеппер начал учить бэнд играть. Он не подходит к современности, но определенно развлечет вас. Так позвольте же представить вам бэнд, который вы будете слушать весь год, и сержанта Пеппера из Клуба Одиноких Сердец".

Среди 62 фигур находятся Рита Хэйворт, Мэрилин Монро, Ширпи Темпл, Тони Кьюритс, Марлон Брандо, Стен Лорел, Паташон, радикальный сан-францисский политик Тимоти Лири, писатели Олдос Хаксли, Эдгар По, Оскар Уайльд; Тарзан Джонни Вейсмюллер, физик Альберт Эйнштейн, шансонье Эдит Пиаф, типолог Карл Юнг, танцор Фред Астер, оружейник Том Микс, композитор Карлхайнц Штокгаузен.

А прямо за барабаном стоят восемь Битлз: четверо восковых из музея мадам Тюссо, и четверо живых. Восковые - в одинаковых серых пиджаках с бархатными лацканами; такими Эпштейн выпустил их в мир в 1963 году. А живые - в старинных, неимоверно пестрых одеяниях, безошибочном признаке звездного 1967 года.

 

Переселение в студию

 

Если свой первый альбом Битлз сделали за 12 часов и 400 фунтов, "Сержант" за 9 месяцев потребовал 700 часов и общих издержек на сумму 40 000 фунтов - приблизительно столько, сколько стоит запись восьми пластинок Лондонской филармонии.

Битлз почти переселились в студию в Сохо, вместе с хлебопекарем. Песни, в зависимости от звука, доделывались большей частью прямо там, а лучшие идеи приходили после полуночи. Вокруг постоянно находились самые разные музыканты, потому что никто не представлял, какой инструмент Битлз задумают попробовать на этот раз. "Никто из нас не представлял, - говорил Пол, - как будет выглядеть мелодия, до тех пор, пока не запишем ее и не прослушаем". Естественно, это необычайно удорожало и удлинило работу.

Рабочий день иногда продолжался по 20 часов. Студия была заполнена музыкантами и техниками: одних вытаскивали прямо из постели, другие только готовились ко сну. Только Битлз находились здесь постоянно и пели, спорили, ели, глядели в окна, читали гороскопы и опять играли. Однажды работали без перерыва 10 часов! "Это ужасная работа", - заявил после завершения альбома главный звукорежиссер Джефф Имерик. - Но после нее появляется чувство, что лучшего уже действительно сделать невозможно".

 

Альбом с калейдоскопическими глазами

 

Шум танцевального зала, кто-то задает счет, и вот уже оркестр сержанта Пеппера приветствует нас и представляет своего певца Билли Шиэрса, который в своей простой песне просит помощи у своих друзей, потому что боится спеть фальшиво. (У Ринго действительно была такая склонность... Замедленная соул-версия этой песни в исполнении Джо Кукера является образцом самой смелой и самой удачной интерпретации битловской музыки.)

С этим настроением - будто в бэнде собрались дяденьки из довоенных кабачков со своими битовыми сыновьями - прогулочная лодка следующей песни отвозит нас к самым далеким берегам поэзии Джона: "Нарисуй себя в лодке на реке с мандариновыми деревьями на берегу и мармеладовым небом. Кто-то зовет тебя, ты откликаешься совсем медленно; Девочка с калейдоскопическими глазами. Желтые и зеленые целлофановые цветы в венке на твоей голове. Посмотри на девочку с солнцем в глазах и исчезни. Люси в небе в алмазах!"

Песенка, названная по детскому рисунку сына Леннона, Джулиана, дала повод для догадок: означают ли начальные буквы существительных в заглавии песни - LSD - известный наркотик? Леннон это всегда отрицал.

Переменчивый, непостоянный характер всего альбома имеет много общего с тогдашним "расширением сознания". Битлз, однако, и на этот раз неоднократно разрушали едва возникающую иллюзию сказочного мира шумом музыкантов, петушиным кукареканьем или совершенно неожиданной концовкой альбома (на последней дорожке "заикаются" неразгаданные слова), всегда давая этим понять, что это всего лишь пластинка и ничего более.

 

Электроника и расческа

 

На "Сержанте" традиционные звуки чередуются или переплетаются с электронными, а конкретные картины с нереальными.

Певец кокетничает с фантазией: ему будет 64 года и он будет держать внучат на коленях, в другой раз он воспевает первосортную барышню со стоянки автомобилей, очаровательную Риту. Но он же размышляет над выбоинами на мостовой и над людьми, прячущимися за стеной иллюзий. Мы слышим разнообразные, многократно умноженные техникой звуки ударных и смычковых (а в то время в распоряжении была только 8-дорожечная запись), Хаммонд-орган, записанный с различной скоростью и, вдобавок, заслоненный электронными отголосками, Пола, жужжащего на расческе с бумажкой, трио бас-кларнета с двумя кларнетами, ряд индийских инструментов: кроме ситара и таблы, еще и сварамандалу (цитра, на которой играют металлическими колечками), дилрубаб (смычковый инструмент с резонирующими струнами с обратной стороны), тамбур (род лютни, на которой играют щипками) и вид настольной арфы.


Предыдущая Следующая

michelle ranyar © 2003

Hosted by uCoz