На главную

Аккорды

 

Предыдущая Следующая

ДЖОН: "Обычно один из нас писал большую часть песни, а второй помогал закончить ее, слегка изменяя мелодию или слова (71). Когда я писал стихи для песни и, промучавшись с ними пару недель, заходил в тупик, я рассказывал об этом Полу, а потом мы или писали вдвоем, или он предлагал: "Давай сделаем так или этак".

Мы действовали наугад. Правил сочинения песен не существует. Мы писали их где угодно, но обычно просто садились с Полом за пианино, или брали гитару, а то и две, или один садился за пианино, а другой вооружался гитарой, как Джефф (я хотел сказать Джордж) (65). Вот и все возможные сочетания, все сочетания двух человек, пишущих песню. Очевидно, мы оказывали влияние друг па друга, как делают группы и люди" (68).

ДЖОРДЖ МАРТИН: "Как продюсер я не внес заметного вклада в их стихи. Если стихи мне не слишком нравились, я говорил им об этом или предлагал написать еще восемь тактов и т.п., но обычно они приносили мне уже готовые песни. Мои предложения обычно касались только аранжировки".

ПОЛ: "Песню "She Loves You" мы с Джоном написали вместе. В то время подобная песня была у Бобби Райделла, и, как это часто бывает, мы думали о ней, когда писали свою.

Мы ехали в машине в Ньюкасл. Я задумал песню, в которой двое пели бы: "Она любит тебя", а другие двое отвечали бы: "Да, да". Сама по себе мысль, может, и никудышная, но, по крайней мере, идея песни под названием "She Loves You" начиналась с этого. Просидев несколько часов в спальне отеля, мы написали ее.

Мы принесли песню Джорджу Мартину и спели: "Она любит тебя, йе-йе-йе..." – с секстаккордом в конце. (Эта идея пришла в голову Джорджу – Джорджу Харрисону.) Джордж Мартин сказал: "Да, концовка ничего, как в старомодных вещах, но я не стал бы заканчивать секстаккордом". Но мы возразили: "Если это хорошо звучит, остальное не важно – пусть остается так. Это самый замечательный для гармонии аккорд".

Он часто давал нам такие указания: "Не стоит удваивать терцию", или: "Заканчивать секстаккордом, а тем более септаккордом банально". На что мы отвечали: "А нам так нравится, это очень по-блюзовому". Хорошо, что нам удавалось часто переубеждать его отказываться от его так называемых профессиональных решений. Если бы кто-нибудь спросил меня сейчас: "Каков признак талантливости автора песен?" – я ответил бы: "Удачное звучание его песен". Мы никогда не следовали никаким правилам.

Услышав эту песню, мой отец сказал: "Сынок, сейчас и без того везде слышны американизмы. Почему бы вам не спеть в конце: "Yes, yes, yes"?" А я возразил: "Ты не понимаешь, папа, это не будет звучать".

ДЖОН: "Вы когда-нибудь слышали, чтобы ливерпулец пел "yes"? Только "yeah"!

Это была самая броская фраза. Мы написали песню, нам требовалось что-то еще, и мы спели "yeah – yeah – yeah", и это подошло (67).

Эта идея пришла в голову Полу: вместо того чтобы снова петь: "Я люблю тебя", – он написал именно от третьего лица. Он, кстати, до сих пор не отказался от этого хода. Он предпочитал писать о ком-то, а я более склонен писать о себе" (80).

ПОЛ: "Радиоведущий Брайан Мэтью раскритиковал "She Loves You" в журнале "Melody Maker", назвав ее банальной чепухой. Никто из нас не слышал раньше слова "банальный", мы были озадачены. "Банальный? Что это такое? Слишком сентиментальный? Или бунтарский? Что вообще означает "банальный"? Но когда на следующей неделе наша пластинка заняла первое место в хит-параде "Melody Maker", Бобби на первой странице отказался от своих предыдущих слов: "Нет, нет... поначалу песня показалась мне слегка банальной... но потом она захватила меня".

Разумеется, мы обращали внимание на критику, поэтому я отлично помню тот случай. Критика нас не останавливала и не должна останавливать никого, поскольку критики – всего лишь люди, которые не умеют сами записывать пластинки.

Позднее Уильям Манн написал в "Тайме" о нисходящей "эолийской каденции" в нашей песне "Not A Second Time" ("Второго раза не будет") и о "пандиаторических группах", которые мы играем в конце "This Boy" ("Этот парень"). Обо всем этом мы понятия не имели. Мы просто писали песни в свободную минуту в номерах отелей, сидя с гитарами на кроватях – Джон на одной, я на второй".

ДЖОН: "Не спрашивайте, какого я мнения о наших песнях. Я не такой уж мудрый судья. Думаю, дело в том, что они нам слишком близки. Но я не могу удержаться от смеха, когда критики с серьезным видом начинают искать в наших песнях какой-то скрытый смысл. Уильям Манн написал о "Битлз" умную статью. Он использовал массу музыкальных терминов, и все-таки он кретин (65). До сих пор не знаю, что все эти термины означали, но благодаря ему мы стали приемлемы для интеллектуалов. Это сработало, мы были польщены. "Not A Second Time" написал я; по сути дела она представляет собой аккорды – такие же, как у любой другой песни. Лично я считаю, что в этой песне пытался подражать Смоки Робинсону, а может, кому-то еще (72).


Предыдущая Следующая

michelle ranyar © 2003

Hosted by uCoz