Аккорды |
|
|
Почести рок-ветеранам
К а к научились сочинять Джон и Пол? Фирма "ЕМI", боясь, что идеи кончатся, записала с Битлз про запас старые американские рок-н-роллы, которые они знали с гамбургских времен. На этот раз их было выпущено 9 штук на альбоме "BEATLES FOR SALE" ("На продажу") и на сингле; другие битловские ЕР содержали песни, записанные на альбомах. Авторами являются полузабытые Карл Перкинс ("Honey Don't", "Everybody's Trying To Be My Baby", "Matchbox"), Литтл Ричард ("Kansas City", "Long Tall Sally"), Чак Берри ("Rock'n'Roll Music"), Бадди Холли ("Words Of Love"), Др. Филгуд ("Mr. Moonlight") и Ларри Уильямс ("Slow Down"). To, что "Rock'n'Roll Music" добилась лучших отзывов, чем восемь оригинальных песен, было приписано усталости и спешке, в которой записывался четвертый альбом. Угрюмость проглядывала и в текстах: Битлз уже знали и восхищались Диланом. Как он повлиял на Джона, можно услышать в "I'm A Loser". Однако "BEATLES FOR SALE" не получился таким цельным, как "A HARD DAY'S NIGHT", хотя на нем есть хорошие песни ("I'll Follow The Sun", "Eight Days A Week") и заметно совершенствование группы в аранжировках и инструментовках. В звуковом отношении он пестрее всего, что Битлз записывали до сих пор. Джордж Харрисон, остающийся, как автор, пока без шансов, на сингле "I Feel Fine" вновь предстает вдумчивым соло-гитаристом: одним из первых он использует feedback ("обратную связь"), впрочем, его соло целиком новаторское. Кончался год, которому Фрэнк Заппа дал позднее такую характеристику: "Если вы не звучите или не выглядите как Битлз, вы не найдете ангажемента".
ДИСКОГРАФИЯ:
A HARD DAY'S NIGHT (10.6.1964, PARLOPHONE) BEATLES FOR SALE (27.11.1964, PARLOPHONE)
"Не могу себе представить, что и в будущем мы сохраним такой же темп, что снимем фильм, который будет лучше, чем "A HARD DAY'S NIGHT", - говорил в декабре 1964 года Джон Леннон. Успех Битлз привлек не только около трехсот ливерпульских групп: в Манчестере вынырнули Manfred Mann, в Ньюкастле Animals (обе группы с яркими органистами), в Лондоне, прежде всего, три группы с уникальными гитаристами: Rolling Stones (Джонс, Ричард), Yardbirds (Клэптон, Бек) и Who (Тауншенд). В США появились с новыми идеями Byrds и Lovin' Spoonful, рок-группу набрал и Боб Дилан.
Слишком актерская "HELP!"
У цветного фильма "HELP!" был тот же режиссер, что и у "A HARD DAY'S NIGHT", много гэггов (например, усмирение льва пением "Оды к радости" Бетховена), ярких кадров в австрийских Альпах и на Багамских островах, большая роль Ринго, преследуемого сумасшедшим ученым, страшно жаждущим заполучить его перстень; остальные Битлз почти постоянно в действии, ряд звезд кинематографа. "Это было очень забавно, но это не было нашим фильмом, мы были в нем гостями", - сказал Пол. Добавим, что лучшее в нем то, где они остаются самими собой: испуганными лыжниками, картежниками. Совершенно неожиданно 1965 год стал годом Rolling Stones, раздраженного антипода битловского юмора. Но Битлз не остолбенели, конкуренция новой волны инструменталистов гнала их вперед.
И Ринго был тузом
На сингле "Ticket to Ride" отличились все: Джон - горьким, многогранным текстом о девушке, у которой уже есть билет на поезд, но ехать не хочется, Джордж и Пол - гитарными соло (Пол в середине заключительных восьми тактов), и, прежде всего, выразительный и точный Ринго - его нестандартное деление 4-дольного такта освежило запись. Джон Хайсман, позднее барабанивший в группе Colosseum, оценил Ринго: "Вы не могли послушать ту музыку и не обратить внимания на барабанщика - просто идеальный звук. Для меня это было откровением... Ринго сказал нечто совершенно новое". Jack De Johnette сказал по-джазовому энергично: "Передайте Ринго, что он туз!"
Не ведают, что творят
Американский саксофонист Bud Shank хотел записать "Yesterday", вообще говоря, наиболее часто исполняемую вещь Битлз, в восьмитактной теме. У него ничего не получилось - песня семитактная. "Образованный музыкант просто не стал бы так писать. Это неправильно, но это прекрасно... Главная причина успеха Битлз в том, что они не ведают, что творят". "Yesterday" пел и играл на акустической гитаре только один из Битлз - Пол. Именно тогда большинство специалистов поняло, что за авторским дуэтом Леннон-Маккартни скрываются, собственно, индивидуальные песни Джона или Пола; стали выяснять это не только по тому, кто поет, но и поняли то, что грубый звук и усложненные тексты - Джона, а большая мелодичность и зачастую менее роковая поэзия - Пола. Аккомпанемент смычкового квартета, который написал для "Yesterday" Джордж Мартин, Пол использовал позже в других знаменитых песнях - "Eleanor Rigby" и "She's Leaving Home". |